Типичные нарушения при распределении премий в учреждениях системы образования
- 11449
Премирование является материальным поощрением работников образования за достижение определенных количественных и качественных показателей в работе, которые зависят от трудовых усилий отдельных или коллектива работников.
На премирование работников учреждений образования направляются бюджетные средства в размере 20% планового фонда заработной платы и экономия средств, предусмотренных на оплату труда. (п.п.2.9. пункта 2 Приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь 21.01.2000 №6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»). Данная норма постановления определяет целевое направление премиальных фондов.
Актуальность вопросов, связанных с материальным стимулированием работников учреждений образования, объясняется тем, что в последние годы премии утратили свою стимулирующую функцию. При их распределении не учитывается личный вклад работника в общие результаты работы учреждения в соответствии с показателями премирования, определенными в положениях о материальном стимулировании. Данные выплаты во многих случаях направляются:
В вышеперечисленных случаях производится направление средств фондов премирования на другие цели, несвязанные с материальным стимулированием работников, что является нецелевым использованием средств в части премирования работников, а значит, в свою очередь, является нарушением законодательства о труде. В ряде регионов республики, кроме нецелевого использования средств, имеет место несвоевременное и не в полном объеме доведение до сведения руководителей и профсоюзных комитетов организаций отрасли сумм фондов премирования и ежемесячной экономии фондов заработной платы учреждений образования. Таким образом, средства премиальных фондов направляются на самые различные нужды учреждений образования, не имея на то оснований. А все перечисленные нарушения при распределении премий и являются поводом для продолжающихся поступлений вопросов по материальному стимулированию, которые являются актуальными уже на протяжении многих лет Еще раз обращаем внимание, что премии не являются гарантированными (обязательными) выплатами, а относятся к выплатам стимулирующего характера. Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх основного заработка в целях поощрения за дополнительные результаты труда, характеризующие их личные качества (отношение к труду, проявление творческой инициативы в выполнении порученной работы и т.д.). Премирование работников учреждений образования осуществляется в соответствии с Положениями, которые разрабатываются непосредственно в организациях, утверждаются руководителем по согласованию с профсоюзным комитетом после их одобрения на собрании коллектива работников и являются неотъемлемой частью коллективного договора. В них определяются показатели, условия и размеры премирования по категориям работников. Размер премии каждого работника определяется в пределах выделенной суммы премиальных средств, дифференцированно исходя из личного вклада работника в общие результаты труда, эффективности его труда, с учетом объемов и качества выполняемых работ и максимальными размерами не ограничивается. Распределение премий производится непосредственно в учреждении в соответствии с Положением о премировании руководителем и профсоюзным комитетом учреждения образования. Для обеспечения гласности и объективности в вопросах распределения средств материального стимулирования в организациях отрасли целесообразно создавать комиссии по данным вопросам с обязательным включением в ее состав представителей профсоюзного комитета. На заседании рассматриваются итоги работы каждого работника за истекший месяц, которые отражаются в протоколе заседаний. По итогам заседания издается приказ руководителя учреждения образования, согласованный с профсоюзным комитетом, который является основанием для выплаты премий. В приказе размеры премий отражаются в суммовом выражении. |