Наверняка в жизни каждого из нас был такой учитель, на которого мы равнялись, чье мнение казалось не менее авторитетным, чем родительское. Есть ли у нынешних школьников примеры для подражания среди педагогов? Как повысить социальный статус педагога и вернуть ему прежнее уважение? Ответы на эти вопросы совместными усилиями искали делегаты и гости VIII съезда Белорусского профсоюза работников образования и науки.

«Из-за падения престижа педагогической профессии, низкого социального статуса, отсутствия иных стимулов и гарантий из отрасли уходят молодые педагоги, отработав установленный срок. Это также привело к тому, что выпускники школ не хотят поступать на педагогические специальности», – отметил председатель Центрального комитета Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко.

О том, что престиж профессии учителя падает, можно судить по результатам анкетирования, проведенного среди студентов выпускных курсов педагогических специальностей Могилевского государственного университета имени А.Кулешова. Оказалось, что лишь 60% опрошенных после окончания университета собираются работать в образовании и воспитании. Остальные планируют сменить сферу приложения своих знаний и умений. А 34% респондентов ответили, что выбрали бы другую специальность, если бы им пришлось поступать в университет снова.

Делегаты и гости съезда сошлись во мнении, что проблема низкого социального статуса педагога тесно связана с неудовлетворительным уровнем оплаты их труда.

В долларовом эквиваленте за 5 лет номинальная начисленная заработная плата работников отрасли выросла всего лишь на 107 долларов. В начале 2015 года Центральный комитет отраслевого профсоюза обратился в ФПБ с предложениями инициировать перед Совмином пересмотр всех элементов тарифной системы. Кроме того, в профсоюзе считают необходимым повышение зарплаты работников образования через введение отраслевого повышающего коэффициента, что позволит довести показатель среднемесячной зарплаты до республиканского и будет способствовать закреплению в отрасли молодежи. «Поверьте, мы постоянно вносим предложения органам государственного управления по совершенствованию оплаты труда работников отрасли. И я уверен, что в течение 2015 года нам удастся исправить эту ситуацию», – заверил министр образования Михаил Журавков.

Министр также предложил привлекать представителей частного бизнеса к финансированию учреждений образования. «Министерство образования сейчас активно ведет переговоры о том, чтобы дошкольные учреждения сотрудничали с частным бизнесом. Мы достаточно серьезно рассматриваем систему организации государственно-частного партнерства, создания сети дошкольных учреждений государственного типа, но с частным финансированием. Считаю, что подобные примеры нужно распространять в школах и вузах».

В свою очередь, председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда рассказал, что вопросы заработной платы работников образования рассматривались на последнем заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам. «Мы в очередной раз обратили внимание правительства на невыполнение обязательства по приближению уровня заработной платы работников бюджетных организаций к уровню заработной платы по республике в целях достижения соотношения не менее 90%. Нам с сожалением приходится констатировать, что, несмотря на принятие в 2013–2014 годах на отраслевом уровне нормативно-правовых актов по повышению оплаты труда отдельным категориям работников образования, их положение существенно не улучшилось. Присутствовавшая на заседании Нацсовета министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина сообщила о том, что новый механизм оплаты труда работников образования уже разработан. Правда, приступить к его реализации планируется только в конце 2015-го – начале 2016 года. Это связано со снижением покупательной способности стран-соседей, с которыми нас связывают деловые отношения. Нам нужно понять эту сложную ситуацию и вместе ее пережить», – добавил Михаил Орда.

Резюмируя сказанное, председатель Центрального комитета отраслевого профсоюза подчеркнул, что его ключевой задачей является дальнейшее повышение социального статуса педагогических кадров. «Важно понимать, что необходимость профсоюза вызвана наличием проблем у человека труда, а их полное отсутствие – перспектива явно недостижимая. Значит, работа у профсоюзов будет всегда, главное, чтобы был результат», – добавил Александр Бойко. 


Председатель Общероссийского профсоюза образования, председатель Международного объединения профсоюзов «Образование и наука» Галина МЕРКУЛОВА:

- Белорусский профсоюз образования и науки, так же как и общероссийский, является членской организацией Интернационала образования. Из выступлений на международной арене можно сделать вывод, что проблемы работников образования наших стран во многом схожи. Они касаются условий труда, уровня заработной платы, нормирования труда. Представляя интересы педагогических работников,профсоюзы стараются помочь им в решении проблем или, если в силу каких-либо причин сделать это не удается, хотя бы нивелируют их остроту.

На мой взгляд, повышению престижа профессии педагога мешает то, что общество и СМИ слишком увлеклись бесконечной критикой школы и работы учителя. В образовании, как и в любой другой сфере деятельности, есть хорошие и плохие работники. Но это не означает, что вся система работает плохо. Нельзя постоянно критиковать, надо делать все, чтобы учителю работалось лучше, не снижая при этом требований к его работе. Более того, при создании необходимых условий (в частности, повышения оплаты труда) требования должны расти. Конечно, заработная плата педагога сейчас недостаточная. Это связано с тем, что на предыдущем этапе она слишком отставала и довести ее до необходимого уровня в сжатые сроки сложно. Но мы стараемся мотивировать молодых специалистов различными стимулирующими выплатами, поскольку стартовые условия работы зачастую их не устраивают. Где-то завышаем зарплату, на которую они пока вроде не могут претендовать. Но что мы имеем? Пару лет они поработают, а потом уходят. Процент выпуска педагогов в вузах по-прежнему низок. Сейчас мы объединяем университеты с педагогическими вузами. Рассчитываем, что это приведет к повышению уровня подготовки специалистов. Но решит ли проблему?


Публикация в газете "Беларускі час", №14 (1506), 10 апреля 2015 г. 

Твитнуть