Ради чего стоит повышать квалификационную категорию и почему профкому все чаще приходится выступать в роли буфера между нанимателем и коллективом?

О том, какими могут быть пути решения этих проблемных вопросов, наш корреспондент поговорила с председателем Столинского райкома профсоюза работников образования и науки Анатолием МАКСИМОВИЧЕМ.

– На Брестчине ежегодно закрываются сельские школы. Столинщину этот процесс тоже затронет? Ведь в районе, как известно, хороший показатель рождаемости.

– Пока нам удается сохранять в районе все учебные заведения, но демографическая ситуация ухудшается и у нас. Это заметно по количеству классов в школах: если раньше в больших и средних деревнях набирали по 2–3 первых класса, то сейчас – по одному. В Городной, Ратчицкой и Плотницкой школах было по 700–900 учеников, теперь порядка 100. Держимся за счет Давид-Городка, где преобладают большие семьи.

В целом в системе образования нашего района занято 3,5 тыс. человек, из которых 2 тысячи – учителя. В последние годы в связи с увеличением пенсионного возраста сложнее стало трудоустраивать молодых специалистов. Так, в прошлом учебном году к нам пришел 61 учитель. Приложив усилия, найти работу по специальности смогли для всех. Районное соглашение содержит немало бонусов для молодых специалистов, в частности, прописаны надбавки, оплата съемного жилья, помощь в профессиональном становлении.

– Несколько десятков лет назад Столинщина славилась своими педагогами: звание «Заслуженный» носили 6 человек. Здесь также работала Герой Социалистического Труда Надежда Ковалец. Сейчас же систему образования района упрекают в низкой квалификации педагогических кадров. Почему?

– Дело в статистике, и только. В районе много учителей, которые находятся в декретном отпуске и не могут быстро повысить квалификационную категорию, так как выдвигаются определенные требования по стажу. В целом же у нас более 20% педагогов имеют высшую категорию, только в этом году их ряды пополнили 78 учителей. Повышать квалификацию стимулируют не только моральные факторы, но и материальные – ежемесячная прибавка к заработной плате. Учитель высшей категории чувствует себя более защищенным, так как именно ему отдают предпочтение при оптимизации. Что касается почетных званий, то в последнее время работникам бюджетной сферы их присваивают крайне редко. В стране есть немало талантливых педагогов, заслуживающих наивысших похвал, но на Столинщине, к примеру, за последние 10 лет не появилось ни одного заслуженного учителя. Звания «Отличник образования» удостаиваются 1–2 человека в год, и, считаю, это крайне мало. Но таково решение Министерства образования. Наши учителя достойны большего, равно как и лучшей оплаты труда.

680

Единственная на Брестчине педагог - Герой Социалистического Труда Надежда Ковалец (вторая с лева) вместе с коллегами.

– К слову, о зарплате. Какой ее размер у педагогов района? Выручают ли в чем-то контракты?

– Средняя заработная плата наших учителей составляет 618 рублей в месяц. Меня как председателя райкома отраслевого профсоюза это не радует, так как показатель – средний, и не каждый учитель зарабатывает столько. Сельские педагоги, как известно, получают доплату, а труд городских, соответственно, оплачивается меньше. К тому же на территории района есть 3 населенных пункта с правом отселения из-за повышенного уровня радиации вследствие взрыва на Чернобыльской АЭС. Те, кто там работают, имеют доплату в размере 30%.

Однако педагогической отрасли Столинщины повезло с руководителем, а профсоюзу – с социальным партнером. Начальник отдела образования райисполкома Александр Вечерко – профессионал. Районное отраслевое соглашение, коллективные договоры и контракты разрабатываются с учетом индивидуального подхода к решению проблем педагогов. Контракты предусматривают повышение заработной платы от 20% до 50% и 2 дополнительных дня отпуска. Существуют надбавки за высокие достижения в труде, победы учеников на олимпиадах, сложность и напряженность. Помимо этого, при имеющейся экономии фонда оплаты труда руководитель учреждения образования имеет возможность премировать работников по своему усмотрению. Правда, профкому тут зачастую приходится выступать в качестве буфера между работниками и нанимателями. Люди идут в профком с вопросами: почему какому-то дали премию, а меня забыли? В общем, председателям профкомов есть над чем ломать голову.

Статья из газеты "Беларускі час" №28/1674 от 13 июля 2018 г.

Беседовала Галина СТРОЦКАЯ

Фото автора

 

Твитнуть