Социальное страхование – система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

Soc rizkiСоциальными принято считать риски, связанные с жизнедеятельностью человека в государстве и обществе, с вероятными опасностями и случайностями, возникающими по причинам общественно-исторического характера.

Ситуация социального риска может возникнуть вследствие утраты способности к труду в результате болезни, несчастного случая, рождения ребенка и ухода за ним, наступления старости, отсутствие спроса на труд – безработицы и т.д. Необеспеченность из-за болезни, инвалидности, безработицы представляет для человека явление случайное, а в целом для экономики любой страны – явление массовое и постоянное.

ZPНаша страна, политика которой направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека, обязуется проводить в жизнь определенную социальную политику, направленную на обеспечение достойной и свободной жизни людей. В связи с этим законодательство Республики Беларусь регулирует реализацию социальных прав, устанавливает дополнительные гарантии по социальной защите отдельных категорий граждан.

Согласно ст. 47 действующей Конституции Республики Беларусь, «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов».

В соответствии со статьей 90 Трудового кодекса Республики Беларусь, компенсации – это денежные выплаты, установленные с целью возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей. Затраты, произведенные работником при выполнении трудовых обязанностей, должны быть возмещены ему в виде денежных выплат.

ZPВ экономической литературе существуют разные подходы к определению экономической сущности заработной платы. С точки зрения заработной платы как основной формы распределения по труду она предстает как личный трудовой доход работника, определяемый по количеству и качеству труда. Существует точка зрения на заработную плату как денежное выражение стоимости или цены рабочей силы. Такой подход к заработной плате применительно к нашей экономике возник давно, но не утвердился. И только в условиях перехода к рыночным отношениям, когда рабочая сила выступает как товар, вновь вернулись к данному определению. Стоимость рабочей силы по существу есть стоимость средств существования, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Она включает в себя, во-первых, стоимость средств, удовлетворяющих потребности самого работника; во-вторых, стоимость средств, необходимых для содержания семьи работника; в-третьих, стоимость средств обучения.

bazovaja velichinaБазовая величина – это экономический показатель, который определяет абстрактную ценность покупательской способности денег, не связанную с оценкой каких-либо конкретных материальных или нематериальных благ.

До 2002 года штрафы в Беларуси исчислялись в кратности к минимальной заработной плате. В период с 1 января 2000 по 1 января 2002 года рост МЗП составил более чем 450%. Соответствующая индексация штрафов оказалась неприемлемой. Поэтому в 2002 году был введен институт базовой величины.

Впервые понятие «базовая величина» было введено Декретом Президента Республики Беларусь 15.02.2002 № 3 «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы».

На сегодня базовая величина является универсальным критерием для расчета различного рода платежей. Ее размер устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Существующая система оплаты труда в Беларуси сформирована в рамках социально направленной государственной политики.

В бюджетной сфере осуществляется централизованное регулирование заработной платы работников, важнейшим составляющим которого является тарифная система.

Тарифная система оплаты труда Республики Беларусь представляет собой совокупность нормативных правовых актов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование размеров заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от тяжести, сложности и интенсивности труда, а также особенностей видов работ, производств отраслей, в которых заняты работники.

Индекс потребительских цен – основной показатель инфляции, он измеряет изменение цен товаров и услуг, входящих в фиксированную потребительскую корзину, охватывающую товары и услуги постоянного спроса (продукты питания, одежда, топливо, транспорт, медицинское обслуживание и т.д.).

Минимальный потребительский бюджет как социальный норматив используется в республике с 1991 года в связи с принятием Закона Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции» для расчета индекса потребительских цен и осуществления механизма индексации. В январе 1992 года введен в действие Закон РБ «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» (09.01.1992 №1383-ХII). В соответствии с ним:

Закон Республики Беларусь 06.01.1999 № 239- З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (далее – Закон) устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования в качестве социального норматива для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям), обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.